Празднование Сабантуя в Астрахани: от истоков до наших дней

150
3 минуты
Празднование Сабантуя в Астрахани: от истоков до наших дней

Астраханские татары - третья по численности группа населения в нашем регионе, имеющая свою яркую историю и неповторимую культуру. Одним из самых главных праздников татар является праздник Сабантуй.
Сабантуй – национальный праздник, который уходит историческими корнями в глубокую древность.

Этот праздник знаменует собой пробуждение земли, прославляет труд землепашца, демонстрирует самобытную культуру, хлебосольство и гостеприимство татарского народа. Это один из самых любимых праздников в Астраханской области. Ранее «Праздник плуга» отмечался перед началом весенних полевых работ, теперь же – по окончании сева, в конце мая или в июне.

Впервые праздник был описан в 921 году арабским путешественником Ибн Фадланом, прибывшим в Булгар в качестве посла из Багдада.

Происхождение у предков татар календарного праздника Сабантуй связано с обрядами общественных молений и жертвоприношений в честь бога неба и солнца Тенгре и духов предков.

Первоначально Сабантуй был праздник только казанских татар и части соседних башкир. Его сложение как целостного праздника можно отнести ко времени казанского ханства до ХVI века.

В последние десятилетия Сабантуй начал восприниматься как символ общетатарского этнического единства. Ранее праздник был характерен лишь для отдельных переселенческих сёл Астраханской области – Новобулгары, отчасти Каменный Яр и Линейное, а сейчас Сабантуй отмечается как региональный праздник.

В старину празднование Сабантуя у татар было одним из главных событий года. К празднику долго готовились. Всю зиму девушки занимались рукоделием: ткали, шили, вышивали национальными узорами платки, полотенца, рубашки. А юноши весной, перед началом Сабантуя, ходили по домам и собирали дары для будущих победителей состязаний и игр.

На время Сабантуя избирался совет из уважаемых аксакалов – они назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. Сабантуй начинался с самого утра. Женщины надевали свои самые красивые украшения, в гривы лошадей вплетали ленточки, подвешивали к дуге колокольчики.

Все наряжались и собирались на майдане – большом лугу, где устраиваются различные состязания. К примеру, в селе Сеитовка проводились скачки на лошадях и верблюдах, борьба, стрельба из лука «алтын кабак».

Широко распространены шуточные соревнования: бег с ложкой во рту с положенным на неё яйцом, бег с ведрами водой на коромысле, бой мешками, набитыми сеном на скользком бревне, перетягивание каната, лазанье на высокий гладкий столб с призом наверху - национальные сапоги или петух.

Первоначально игры и состязания Сабантуя носили сакральный характер. В переводе с тюрского языка «сабан» переводится, как весенний, а «туй» - свадьба. Таким образом, в этом контексте Сабантуй - это ритуальное вступления в брак с природой.

Помимо этого, на праздник готовятся всевозможные кушанья: плов, домашняя лапша, эчпочмаки, бишбармаки, чак-чак и многие другие татарские блюда.

"Праздник плуга" всегда сопровождался национальными песнями и танцами. В концерте принимали участие как дети, так и взрослые.
Празднование сабантуя сейчас мало чем отличается от древнего. Ежегодно в мае - июне для всех астраханцев проходят масштабные мероприятия в честь этого замечательного праздника.