Люди, подарившие Астрахани её облик. Часть 2

161
4 минуты
Люди, подарившие Астрахани её облик. Часть 2

Ранее мы рассказывали об Адаме Малаховском, который «подарил» Астрахани здание Главмпочтампа, дом общественного деятеля потомственного почётного гражданина Петра Франгулова, картинную галерею в усадьбе Плотникова, а также о Павле Шкателове, принявшего участие в возведении каменного дома Гурболикова и наследников, Палаты казённой и Губернского казначейства и здания бывшей Мариинской женской гимназии.

В этот раз мы познакомимся с архитекторами, построившими персидскую мечеть, летнюю резиденцию для императора на Кутуме и здание электрической станции. Одним из них является Александр Шимановский. Инженер-архитектор родился в 1819 году в дворянской семье. Среднее образование он получил в гимназии города Ковно, затем окончил Училище Гражданских Инженеров первым по успехам, в результате чего его имя было занесено на мраморную доску. В год окончания училища Александр Шимановский был назначен помощником архитектора в департаменте проектов и смет Министерства Путей Сообщения и Публичных зданий, а через шесть лет стал губернским архитектором и членом Санкт-Петербургской Строительной и Дорожной комиссии. Там он отслужил 14 лет. За это время архитектор построил много знаменитых зданий и даже заведовал убранством города в коронацию императора Александра II.

В Астрахань Александра Шимановского перевели в 1857 году на должность губернского архитектора Казённой палаты для спасения и восстановления города от последствий наводнения. Здесь он прослужил 10 лет и за это время спроектировал и выстроил персидскую мечеть на улице Епишина и Александровский мост через реку Кутум. На протяжении всей службы в Астрахани архитектор руководил работами по укреплению берегов Волги. С этой задачей он справился с большим успехом, поэтому в 1868 году был удостоен звания инженер-архитектора.

В 1867 году Александра Шимановского перевели губернским инженером во Владимир, а ещё через три года — в Москву, где архитектор трудился до самой смерти 30 ноября 1876 года.

Значительный вклад в формирование облика города внёс первый губернатор Астраханской губернии Артемий Волынский. Он был назначен на этот пост в 1719 году.

Хоть Артемий Волынский не являлся инженером или архитектором, но его указами были возведены интересные сооружения, окутанные тайной. Первый губернский руководитель также являлся отчасти мистической персоной. Так, к примеру, после выхода указа о поиске редкостей и открытия в 1719 году Кунсткамеры, Волынский активно участвовал в собрании экспонатов, лично отправляя находки естественно-исторического характера в столицу.

При первом губернаторе в 1720 году представители европейского монашеского ордена капуцинов построили в Астрахани деревянный костел-часовню. В 1721 году постройку освятили.

Кроме того, к приезду Петра I в Астрахань Артемий Волынский распорядился снести ветхие постройки в кремле. При нём же была построена летняя резиденция императора на Кутуме — одно из самых таинственных мест региона. Дело в том, что место расположения дворца доподлинно неизвестно. Однако в «Астраханских губернских ведомостях» в 1838 году писалось, что «загородный дом для Императора сооружён был в саду, ниже городка Ямгурчеева, по течению реки Кутума», на правой стороне. Резиденция, по данным историков, имела два этажа и была выполнена в голландском стиле.

Артемий Волынский внёс вклад в обеспечение судоходства. С подачи Петра I и по распоряжению губернатора на острове Четыре Бугра появился деревянный маяк. Тот самый, который находится посреди пустыни и каждый год привлекает к себе сотни туристов и местных жителей, любящих возвращаться в это по праву необычное место.

Свою руку к формированию облика Астрахани приложил и архитектор Константин Домонтович. Он родился в 1853 году в Екатеринославской губернии и был по происхождению дворянином.

Первое образование Домонтович получил в одесской частной гимназии, а позже окончил курс строительного училища. Впервые в Астрахань он попал в 1881 году на должность младшего инженера Строительного отделения Губернского правления. Через год перевели в Самару на должность младшего архитектора. Однако смерть Эрнеста Фольрата, городского архитектора Астрахани, заставила Константина Домонтовича вернуться в наш южный город. Тут он занял должность нового городского архитектора.

Самым масштабным проектом творца является здание новой городской электрической станции на берегу Кутума, построенное в 1916 году. Электростанция является ярким примером промышленной архитектуры того времени.

Ещё один важный проект Константина Домонтовича — городская четырёхклассная торговая школа Косова, расположенная на пересечении улиц Академика Королёва и Коммунистической.

Но самой знаменитой его работой является здание для кондитерской Шарлау, расположенное на углу улиц Ленина и Кирова. Оно было возведено по проекту архитектора в 1901 году. Торговый дом выполнен в эклектическом стиле с чертами неоренессанса и отличается разнообразием лепного декора. В настоящее время здание является объектом культурного наследия регионального значения.

Читайте также