Буддийский храм в Астраханской области — Хошеутовский хурул

742
3 минуты
Буддийский храм в Астраханской области — Хошеутовский хурул

На территории Астраханского края расположено 92 буддийских храма, одним из них является Хошеутовский хурул, являющийся старейшим буддийским храмом Европы.
Основателем Хошеутовского хурула был Сербеджаб Тюмень – представитель калмыцкого княжеского рода хошеутов. Сербеджаб Тюмень был выдающимся военачальником, активным участником Отечественной войны 1812 года. В 1811 году он возглавил Второй Астраханский калмыцкий полк.
Хошеутовский хурул, построенный в 1818 году, стал памятником в честь победы в войне 1812 года. Инициатором постройки хурула был Сербеджаб Тюмень. Авторы проекта – его брат – Батур-Убуши Тюмень (выдающийся калмыцкий историк и литератор) и буддийский монах Гаван Джимбе. Строительство храма было начато вблизи Тюменевки – родового поместья княжеского рода, на месте старого деревянного хурула. Храм возводился на добровольные пожертвования калмыцкого народа и на средства Серебджаба Тюменя.
Ансамбль сооружений Хошеутовского хурула состоял из молельной, центральной башни и двух галерей, отходивших от неё полукругом и заканчивавшихся двумя малыми башнями.
Кроме постоянного мелкого ремонта проводились и две крупные реставрации комплекса в 1867 и 1907 году. Так, в 1907 году хурул реставрировался под руководством архитектора Управления калмыцким народом В. Б. Варганика-Вальдовского.
Период Советской власти стал трагическим для многих культовых сооружений страны. В Нижнем Поволжье в ходе «культурной революции» велась планомерная борьба с религией, в ходе которой разрушались культовые строения. В результате её значительно пострадал и Хошеутовский хурул. В 30-е годы храм становится сначала детским садом, затем школой и зернохранилищем. В 60-е годы колхозу понадобился кирпич для строительства коровника – с этой целью были снесены галереи и малые башни хурула. Сегодня сохранилось лишь основное монастырское здание – трёхнефная молельня с трёхъярусной башней.
Необходимо отметить, что после депортации калмыков в 1943 году и переселения в село в 1947 русских старообрядцев из Румынии, село Тюменевка, вошедшее в состав Астраханской области было переименовано в Речное.
Постепенно менялось отношение светских властей к памятнику. По решению исполкома Астраханского областного Совета депутатов трудящихся от 14 ноября 1967 года буддийский храм был принят под охрану государством как памятник истории и культуры местного (областного значения). Это спасло храм от окончательного разрушения, но восстановление комплекса за этим решением не последовало.
В декабре 1995 года Хошеутовскому хурулу была присвоена категория памятника федерального значения. 7 августа 2004 г. было принято решение о передаче хурула в безвозмездное пользование местной буддийской общине.
В августе 2004 г. состоялось освящение храма. Встречу у храма и торжественный молебен организовали Астраханское отделение Международной Лиги защиты культуры, Калмыцкое общество «Истина души» при Всероссийском обществе репрессированных граждан и народов «Мемориал», местная религиозная организация Заволжья «Община буддистов». На боковую стену храма был укреплен памятный щит, на котором храм обозначался как памятник истории и культуры XIX века, для паломников и всех желающих содействовать возрождению духовных традиций калмыцкого народа даны реквизиты «Общины буддистов», которая взяла на себя опеку над останками храма. Службу-молебен проводил тибетский лама Нованг Реглан. Храм заполнили жители села Заволжское, гости, приехавшие из Астрахани, Цаган-Амана.
В настоящее время на памятнике ведутся активные реставрационные работы по проекту астраханского архитектора Махмудова А.А. Стараниями министерства культуры Астраханской области хурул уже несколько лет попадает в Федеральную целевую программу по сохранению культурного наследия нашей страны.